Чек-лист №3
тренируем ораторское мастерство
Структура и яркие эмоции — это важно, но для успешного выступления нужно чуть больше. В первую очередь, для него нужны вы: ваша дикция, голос, дыхание. Именно с ними мы и предлагаем поработать с помощью этой памятки.
Развиваем красноречие
Выберите любое слово или предмет, который сразу бросился в глаза. Быстро подберите к нему 3 самые яркие ассоциации, желательно разнообразные. Можно не ограничиваться тремя ассоциациями — возьмите слово и придумайте к нему как можно больше ассоциаций за минуту.
3 ассоциации
Выберите одну из букв алфавита и назовите 10 объектов, которые начинаются на эту букву. Нужно, чтобы вы могли их видеть или хотя бы слышать (в том числе из окна). Это может быть что угодно: вещи, свойства, события.
10 объектов на букву…
За пару минут найдите в памяти или придумайте:
10 объектов крупнее, выше, сильнее…
10 объектов крупнее слона
10 объектов меньше мизинца
10 объектов темнее земли
10 объектов острее ножа
10 объектов мягче подушки
10 объектов прозрачнее стекла
Не ограничивайте свою фантазию: эти объекты могут быть как материальными, так и фантастическими!
Убираем зажимы в теле
Вам нужно представить свое тело в трех состояниях: камень, воздух и желе.
Камень. Воздух. Желе.
Зевайте как обычно, но в конце зевка на выдохе начните подключать голос: зевайте раскрыто, заполняя звуком все пространство. Важно расслабиться, не бояться звучать громко, получать удовольствие от звучания на дыхательном потоке.
Звучащий зевок
Представьте: позади тяжелый день, вы занимались физической работой и очень устали. Сбросьте эту усталость за счет вздоха облегчения: «Фууууух». Это поможет расслабиться и привыкнуть к естественному звуку своего голоса.
Вздох облегчения
Камень: тело максимально напряженное, тяжелое, неподвижное.
Воздух: тело расслабленное, легкое, невесомое.
Желе: тело расслабленное, но при этом пластичное.
Чередуйте эти состояния, чтобы научиться лучше управлять своим телом.
Улучшаем дикцию
Сомкните, но не сжимайте зубы. Соберите губы в трубочку, но не перенапрягайте их и всё время тянитесь вперёд. Теперь широко улыбнитесь, не обнажая зубов.
Трубочка-улыбка
Захватите пробку зубами до середины, старайтесь сильно не зажимать (если совсем сложно — погрузите только на треть). Загните язык к верхнему нёбу. Когда говорите, старайтесь не касаться пробки языком. Двигайте губами очень активно.
Работа над текстом с пробкой во рту
Поставьте ваш кончик языка на верхнее небо, близко к зубам. Вдохните воздух и на выдохе протяните звук «РРР». Повторите 3−5 раз. Это сделает кончик вашего языка более подвижным.
Длинная Р на выдохе
После каждой фразы доставайте пробку и расслабляйте мышцы. Потом возвращайте пробку и продолжайте. Нужно говорить четко, чтобы все было понятно, как будто пробки во рту нет.
Успокаиваем дыхание
Положите одну себе на живот, другую — на грудь. Медленно и глубоко вдохните — так, чтобы живот поднялся, а грудь осталась неподвижной. Сложите губы в трубочку и медленно выдохните.
Дыхание диафрагмой
Сделайте вдох в живот. После этого на одном дыхании говорите:
Тридцать три Егорки
Выполняйте это упражнение стоя. Сожмите руки в кулаки и начните прыгать через воображаемую скакалку. При этом произносите любое стихотворение.
Стихи со скакалкой
«Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…»
Диафрагма — главная дыхательная мышца. Тренируйте ее – и она придаст силу вашему голосу!
И так далее — пока хватит дыхания. Как только покажется, что оно кончилось, напрягите живот и попытайтесь добавить еще парочку «Егорок». Вдохните и начните заново.
Очень важно не вдыхать воздух между словами. Выдох должен быть один на всю фразу.
Работаем над голосом
Представьте: перед вами заледеневшее окно, и вы хотите увидеть красивый пейзаж, который за ним находится. Нужно растопить этот лёд своим дыханием.
Разогрев связок
Положите руку на центр грудной клетки и сконцентрируйте внимание в этой области. Дышите с помощью диафрагмы. Каждый выдох мысленно направляйте в центр грудной клетки.
Голосовая прозвучка
Возьмите свою самую высокую ноту: голос должен стать тонким. Прочитайте любое стихотворение на этой ноте. Так вы будете расширять диапазон своего голоса — если на выступлении у вас вырвется высокая нота, это не выбьет вас из колеи.
Читаем стихи фальцетом
Далее к выдоху подключайте мычащий звук: губы соединены, зубы чуть разомкнуты, во рту как будто маленький мяч для пинг-понга. Звук «хмммммм» вместе с дыханием направляйте в центр грудной клетки.
Раскройте рот широко, покажите мягкое нёбо. Теперь старайтесь растопить ледяные узоры своим теплым дыханием.
Перемещайте этот звук по разным частям головы и тела, чтобы появилось ощущение вибрации. Параллельно делайте простукивание, усиливая вибрацию не только изнутри, но и снаружи.
Это поможет согласовать работу голосовых связок и дыхание.