Словарик поэтических терминов
На курсе мы часто будем использовать литературоведческие термины, ведь мы будем говорить не только о содержании поэзии, но и о её форме. Этот небольшой словарь поможет вам не запутаться в понятиях и при необходимости повторить подзабытые термины.
Определение поэзии
Что говорят сами поэты?
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
(Борис Пастернак)
Пускай судьба лишь горькая издевка
Душа — кабак, а небо — рвань
ПОЭЗИЯ — ИСТРЕПАННАЯ ДЕВКА
а красота кощунственная дрянь.
(Давид Бурлюк)
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
(Владимир Маяковский)
Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…
Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль, и мрак, и зной.
(Анна Ахматова)
(греч. делаю, создаю, творю) — 1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. 2. Стихи, стихотворная, ритмически организованная речь; противоп. проза.
Определение в словаре
Филологи о поэзии
Свойство «культурной памяти» постепенно накапливать представление об образах, мотивах и темах, присущих определенному стихотворному размеру, на основе произведений, в которых он был использован; ассоциации, исторически связанные с этим размером.
(Михаил Гаспаров)
Семантический ореол метра
Ограниченное количество слов в строке, их тесная связь (семантическая, синтаксическая, ритмическая) формируют нерушимое единство, которое распадется, если мы попытаемся записать стихи прозой. (Юрий Тынянов)
Теснота стихового ряда
Ритм и метр
Стих
Строфа
поэтическая строка
Стопа
организованное сочетание споследовательность ударных и безударных слогов, которые чередуются в определённом порядке. Стопа может быть двусложной, трёхсложной и т. д. В двусложной стопе ударение падает на каждый второй слог; в трёхсложной — на каждый третийтихов (например, двустишие, четверостишие).
Размер (метр)
стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп Знаком «′» обозначается ударный слог, знаком «ᴗ» — безударный
Ритм
повторение в стихе определённых, сходных между собой единиц речи.
Цезура
пауза внутри строки стихотворения. Цезура не обозначается знаками препинания, но её можно почувствовать, когда читаешь стихотворение вслух.

Ты ко мне́ не вернёшься // в тихом пла́тье из си́тца,
В платье ра́достно-жа́лком, // как грошо́вый цвето́к.
(Игорь Северянин)
Анжамбеман
перенос в стихе из-за несовпадения метрического членения с синтаксическим.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней
(Анна Ахматова)

Я был только тем, чего
ты касалась ладонью,
над чем в глухую, воронью
ночь склоняла чело.
(Иосиф Бродский)
организованное сочетание стихов (например, двустишие, четверостишие)
Стихотворные размеры
Двусложные размеры
это двусложная стопа с ударением на первом слоге. Схема хорея: ′ᴗ′ᴗ′ᴗ′ᴗ Мчатся тучи, вьются тучи (Александр Пушкин)
Хорей
двусложная стопа, в которой ударение падает на второй слог. Схема ямба: ᴗ′ᴗ′ᴗ′ᴗ′ Мой дядя самых честных правил… (Александр Пушкин)
Ямб
Трехсложные размеры
Дактиль
Амфибрахий
трёхсложная стопа, в которой ударение падает на первый из трёх слогов. Схема дактиля: ′ᴗᴗ′ᴗᴗ′ᴗᴗ′ᴗᴗ
В море царевич купает коня (Михаил Лермонтов)
трёхсложная стопа, в которой ударение падает на второй из трёх слогов. Схема амфибрахия: ᴗ′ᴗᴗ′ᴗᴗ′ᴗᴗ′ᴗ
Есть женщины в русских селеньях (Николай Некрасов)
Я долго стоял неподвижно (Афанасий Фет)
Анапест
трёхсложная стопа, в которой ударение падает на третий из трёх слогов. Схема анапеста: ᴗᴗ′ᴗᴗ′ᴗᴗ′ᴗᴗ′
Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных (Александр Блок)
Лайфхак
На примере разных вариаций имени Иван можно легко запомнить стихотворные размеры:

Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн
Художественные приемы
Троп
употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. Самый распространенный троп — метафора: когда одно явление или предмет сравнивают с другим, не называя прямо.

И птицы реют голосисто
В воздушной бездне голубой
(Фёдор Тютчев)
Аллитерация
повторение в стихах или в прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
(Сергей Есенин)

Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук
(Александр Пушкин)
Ассонанс
повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков для усиления выразительности художественной речи.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе
Свеча горела.
(Борис Пастернак)

Над долиной мглистой в выси синей
Чистый-чистый серебристый иней.
Над долиной, — как извивы лилий,
Как изливы лебединых крылий.
(Андрей Белый)
Анафора
повторение элементов в начале каждого стиха.

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…. (Александр Пушкин)

Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка (Анна Ахматова)
Эпифора
повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз.

Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.
Серым веретьем стоят камыши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.
(Сергей Есенин)
Рифма мужская и женская
Мужская рифма — стих заканчивается ударным слогом.
Женская рифма — ударение стоит на втором от конца слоге.

Пример мужской рифмы:
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
(Осип Мандельштам)

Пример женской рифмы:
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли
(Марина Цветаева)
Формы стиха
Белый стих
название метрических (стопных) стихов, без рифм. Термин белый стих с. перешел в русскую поэтику с французского — vers blanc, который, в свою очередь, взят из английской поэтики, где незарифмованные стихи называются blank verse (blank — сгладить, стереть, уничтожить), т. е. стихи со стертой, уничтоженной рифмой.

Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.
(Анна Ахматова)
Верлибр
(франц. vers libre — свободный стих) — стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов, нет рифмы и регулярной строфики.

Как песня матери
над колыбелью ребёнка,
как горное эхо, утром на пастуший рожок отозвавшееся,
как далёкий прибой
родного, давно не виденного моря,
звучит мне имя твоё
трижды блаженное: Александрия!
(Михаил Кузмин)
Стихотворение в прозе
лирическое по содержанию произведение в прозаической форме. Этот термин ввел в русскую поэтику писатель Иван Тургенев

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; усталость овладевала мною.
Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель — и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб.
— Мы еще повоюем, черт возьми!
(Иван Тургенев)
Ритмизированная проза
фонетически организованная проза с ощутимой для слуха закономерностью чередования тех или иных звуковых элементов, обычно присущих стиху

«С конюшнею каменной, с дворницкой, с погребом — не прилипающий к семиэтажному дому, но скромным достоинством двух этажей приседающий там, за литою решеткою, перевисающий кариатидами, темнооливковый, с вязью пальмет — особняк: в переулке, в Леонтьевском! …»
(Андрей Белый)
Моностих (однострок)
одностишие с законченной смысловой, синтаксической и метрической структурой.

Покойся, милый прах, до радостного утра.
(Николай Карамзин)

О закрой свои бледные ноги
(Валерий Брюсов)
Дольник (паузник)
вид тонического стиха, в единицах которого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной, их количество может изменяться от 0 до 2.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
(Александр Блок)
Тактовик
вид тонического стиха с интервалом между ударениями переменной величины от 1 до 3 слогов (в отличие от дольника, где интервал между ударениями не превосходит 2 слогов).

Читаю Шопенгауэра. Старик,
Грустя, считает женскую природу
Трагической. Философ ошибался
(Илья Сельвинский)
Акцентный стих
чисто тонический стих, основанный на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами могут быть любыми, в том числе превосходящие 3 слога (в отличие от тактовика, где интервал не превосходит 3 слогов).

Вашу мысль,
мечтающую на размягчённом мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной
кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца
лоскут:
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий
(Владимир Маяковский)
А если вы хотите стать настоящим стиховедом —
загляните в Поэтический словарь Квятковского ➝. Здесь вы найдёте все поэтические термины: от автологии до ямбов (да, это не только стихотворный размер, но и жанр сатирических стихотворений в античной литературе!)