название метрических (стопных) стихов, без рифм. Термин белый стих с. перешел в русскую поэтику с французского — vers blanc, который, в свою очередь, взят из английской поэтики, где незарифмованные стихи называются blank verse (blank — сгладить, стереть, уничтожить), т. е. стихи со стертой, уничтоженной рифмой.
Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.
(Анна Ахматова)
(франц. vers libre — свободный стих) — стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов, нет рифмы и регулярной строфики.
Как песня матери
над колыбелью ребёнка,
как горное эхо, утром на пастуший рожок отозвавшееся,
как далёкий прибой
родного, давно не виденного моря,
звучит мне имя твоё
трижды блаженное: Александрия!
(Михаил Кузмин)
лирическое по содержанию произведение в прозаической форме. Этот термин ввел в русскую поэтику писатель Иван Тургенев
Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; усталость овладевала мною.
Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель — и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб.
— Мы еще повоюем, черт возьми!
(Иван Тургенев)
фонетически организованная проза с ощутимой для слуха закономерностью чередования тех или иных звуковых элементов, обычно присущих стиху
«С конюшнею каменной, с дворницкой, с погребом — не прилипающий к семиэтажному дому, но скромным достоинством двух этажей приседающий там, за литою решеткою, перевисающий кариатидами, темнооливковый, с вязью пальмет — особняк: в переулке, в Леонтьевском! …»
(Андрей Белый)
одностишие с законченной смысловой, синтаксической и метрической структурой.
Покойся, милый прах, до радостного утра.
(Николай Карамзин)
О закрой свои бледные ноги
(Валерий Брюсов)
вид тонического стиха, в единицах которого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной, их количество может изменяться от 0 до 2.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
(Александр Блок)
вид тонического стиха с интервалом между ударениями переменной величины от 1 до 3 слогов (в отличие от дольника, где интервал между ударениями не превосходит 2 слогов).
Читаю Шопенгауэра. Старик,
Грустя, считает женскую природу
Трагической. Философ ошибался
(Илья Сельвинский)
чисто тонический стих, основанный на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами могут быть любыми, в том числе превосходящие 3 слога (в отличие от тактовика, где интервал не превосходит 3 слогов).
Вашу мысль,
мечтающую на размягчённом мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной
кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца
лоскут:
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий
(Владимир Маяковский)