Импрессионисты со всего света
Когда говорят об импрессионизме, чьи имена чаще всего приходят вам в голову? Наверняка это Моне, Ренуар, Писсаро — все французы.
Импрессионизм действительно зародился во Франции. Но очень быстро он вышел за пределы французского художественного круга. Использовать новый художественный язык стали живописцы Европы, России, Америки.
Есть ли разница между французским импрессионизмом и импрессионизмами других стран? Да, и большая! В этой памятке мы посмотрим на картины импрессионистов из разных стран и сравним их работы.
Россия
Константин Коровин
Знаменитый художник Илья Репин так описывал отличие русской живописи от французской: «Вы говорите, что нам надо двинуться к свету, к краскам. Нет. Здесь наша задача — содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории — вот наши темы, как мне кажется; краски у нас — орудие…».
Так называемый «русский импрессионизм» связан, в основном, с «московской школой». Именно здесь, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества учился и преподавал Константин Коровин. Художник любил глубокие сюжеты, при этом не забывал и про красоту форм.
Русская деревня зимой, начало XX века
Женщина с букетом сирени, 1922
Великобритания
дама Лаура Найт
Лондонская выставка импрессионистов 1874 года была встречена со смесью возмущения и недоумения. «Грубость и уродство» — так пренебрежительно оценили работы в газете The Times. Сегодня такая реакция кажется странной. Английские импрессионисты довольно часто цитировали французских коллег — а именно французский импрессионизм считается эталоном этого течения.
Английские художники могли позволить себе часто ездить в Париж, учиться у местных мастеров и посещать выставки. Так, влияние французского импрессионизма очень заметно на картинах дамы Лауры Найт, которая постоянно цитирует Моне и Дега. Английские мастера пользовались приёмами импрессионистов до 1950-х, иногда примешивая новую, модернистскую эстетику.
Побережье Корниш, 1917
Балетная туфелька, ок. 1932
США
Эдмунд Тарбелл
Американские импрессионисты были гораздо более космополитичны, чем их французские коллеги. В Европе и США импрессионисты были свидетелями трансформации аграрного общества в индустриальное городское. Американцы были влюблены в образ жизни богатого горожанина. Их картины ностальгируют по спокойному прошлому и одновременно воспевают индустриальные перемены.
Героями американских художников становятся нувориши «позолоченного века»: богатые коллекционеры и покровители искусства, которые коротают свои дни в роскошных резиденциях. На картинах таких художников как Эдмунд Тарбелл, мы встречаемся с женщинами, которые словно совсем не замечают смену эпох. В этих картинах часто совсем нет движения и живого, французского импрессионистического мазка.
Через комнату, 1899 г.
Подготовка к утреннику, 1907 г.
Италия
Сильвестро Лега
С итальянским «импрессионизмом» всё сложно. За 10 лет до появления французской группы, в Тоскане возникла художественная группировка «Маккьяйоли» (буквально «делающие пятна»).
Их источники вдохновения идентичны имрессионистским! На их творчество оказали влияние Камиль Коро, Гюстав Курбе и художники барбизонской школы, работы которых они видели во время визитов в Париж. Они отвергали строгости и методы Академии и работали на пленэре, запечатлевая реальность такой, какая она есть.
Главное отличие маккияйоли от импрессионизма — любовь к прошлому. Итальянские картины пронизаны сентиментальной ностальгией. Так, на полотнах Сильвестро Лега мы видим отголоски тосканского искусства Раннего Возрождения, например, работ Фра Анджелико.
Встреча, 1868 г.
Художник Томмази за работой, 1885 г.