Как отличить импрессионистов: Моне, Ренуар и Дега
На лекции мы много говорили о Клоде Моне — но он (вопреки его собственным убеждениям) далеко не единственный французский импрессионист! В этой памятке поговорим и о двух других художниках-импрессионистах: Эдгаре Дега и Пьере Огюсте Ренуаре. Увидим характерные особенности трёх величайших мастеров и научимся отличать их работы.
Клод Моне
Пьер Огюст Ренуар
Эдгар Дега
Дом художника в Аржантейле, 1873 г.
Мадам Жорж Шарпантье и её дети, 1878 г.
Репетиция на сцене, 1874 г.
Цель живописи и характерные особенности
Показать влияние света и воздуха на цвет предметов в моменте. Для Моне главное — не содержание картины, а её форма. Поэтому на его картинах мы обращаем внимание на цвета и мазки. В каждой работе можно заметить свою тональность, которая отражает особенности конкретного освещения.
Показать, как свет отражается или сливается с фигурами и пространством вокруг. Для этого Ренуар использует удлинённый, вихрящийся мазок с мягкими краями. Ренуар начинал как художник-декоратор по фарфору — отсюда и особая техника его письма: мелкий декоративный мазок, выписанные детали, пёстрая палитра.
Клод Моне
Передать движение и динамику через характерную позу. Дега старается запечатлеть моменты из жизни. Он пишет движение, а движению требуется форма, созданная чёткой линией. Для Дега свет — не главный герой картины, поэтому художник предпочитает приглушенные оттенки.
Пьер Огюст Ренуар
Эдгар Дега
Самые популярные темы
Городские и природные пейзажи
Портреты и сцены городских увеселений
Клод Моне
Театр и балерины, скачки, обнаженная натура, концерты и кафешантаны
Пьер Огюст Ренуар
Эдгар Дега
Как пишут картину
Чётких линий практически нет, контуры предметов тают из-за воздействия света и воздуха. Форма разрушается потоками света.
Контуры предметов тают из-за воздействия света и воздуха. Форма разрушается потоками света.
Клод Моне
Контуры предметов и фигур сохраняются и зачастую подчёркиваются тёмными линиями. Форма строится контрастами света и тени.
Пьер Огюст Ренуар
Эдгар Дега
Роль человека на картине
Люди оживляют пейзаж и всегда выделяются на его фоне.
Люди сливаются с пейзажем. В портретах делается акцент на лицах.
Клод Моне
Главная цель — изображение фигуры в движении.
Пьер Огюст Ренуар
Эдгар Дега