Искусство и технологии
Картины, скульптуры и другие произведения искусства, которые появились на свет благодаря техническим открытиям!
1596г.
«Голова Медузы»
«Астроном»
1668г.
1783г.
«Воздушный шар»
1844г.
«Дождь, пар и скорость»
1910г.
«Портрет Вильгельма Уде»
1929г.
«Шуховская башня»
1988г.
«Сад телевизоров»
Перед вами щит «Голова Медузы» авторства Караваджо, итальянского художника эпохи Барокко. Экспрессивная работа, правда? Мы словно слышим вопль ужаса и боли отрубленной головы. «Такого живопись не знала, чтоб на холсте был слышен крик!», — писал об этом шедевре итальянский поэт Джамбаттиста Марино.
Но секрет выразительности и «натуралистичности» картины кроется не только в таланте Караваджо. Точно воспроизвести каждую деталь искажённого лица ему помогло специальное устройство — видоискатель. Это стеклянный прибор, который помогает художникам максимально точно переносить на холст то, что они видят.
В использовании видоискатель достаточно прост: сначала художник помещает его между собой и моделью. Смотря в видоискатель одним глазом, мастер обводит контур фигуры на стекле. Когда набросок готов, художник светит на стекло фонарём или свечой, чтобы создать тень от контура, и переносит изображение на холст. Такая техника помогает соблюсти правильную перспективу и пропорции.
Но откуда мы знаем, что для написания Медузы Караваджо использовал видоискатель? Дело в том, что Караваджо создал две таких картины! Они практически идентичны. Различается лишь размер, одна Медуза на 10 сантиметров в диаметре больше другой. Каким бы гением ни был художник, невозможно настолько детально скопировать работу. Создать такую точную копию можно было только при помощи проецирования рисунка на холст!
Видоискатель Дюрера
XVI-XVII века — это время первой научной революции. Именно тогда появились те, кого мы сегодня называем великими учёными (хотя сами они называли себя натурфилософами). Это век Коперника, Галилея, Паскаля и Ньютона.
Чтобы совершать свои открытия, учёные разрабатывали специальные приспособления: микроскопы, телескопы и термометры. Художники чувствовали эту пору перемен, эпоху новых технологий, и начали выбирать новых героев для своих картин.
Так, перед вами «Астроном» Яна Вермеера. Герой этой картины, вероятнее всего, Антони ван Левенгук, знаменитый голландский натуралист. На столе учёного можно заметить новейшие инструменты того времени: космический глобус и астролябию, прототип аналогового компьютера. Астролябия выполняла множество функций: например, помогала предсказывать положение небесных тел в разные периоды или определяла время по долготе.
В 1783 году братья Жак и Жозеф Монгольфье изобрели воздушный шар. На протяжении всей истории человечества мечты о полете будоражили воображение самых смелых первооткрывателей. А создание огромного шара, наполненного горячим воздухом, превратило эти мечты в реальность.
Один из первых учёных-воздухоплавателей так вспоминал первый полёт:
«Ничто и никогда не сравнится с тем мгновением полного умопомрачения, которое наполнило мое тело в момент взлета. Я почувствовал, что мы навсегда улетаем от Земли, от всех её бед и преследований. Это был не просто восторг. Это был какой-то физический восторг […] Я воскликнул своему спутнику Монсье Роберу: «Я покончил с Землёй. Отныне наше место — в небе!».
В честь этого события король Франции Людовик XVI заказал памятник у популярного в то время скульптора Клодиона. У мастера получился настоящий полёт фантазии в стиле рококо! Ангелы-путти запускают воздушный шар в небо, аллегория Славы указывает направление, а властитель ветров Эол приводит шар в движение. К сожалению, этот памятник так и не поставили — воздушные шары довольно быстро превратились из диковинки в часть повседневности.
На лекциях мы говорили про индустриальную революцию, которую принесли с собой поезда в Европе. 1840-е годы в Великобритании стали периодом «железнодорожной мании». Удобство, комфорт и скорость оценили и художники. Среди них был и английский живописец Уильям Тёрнер. Перед нами — его картина «Дождь, пар и скорость».
Современники Тёрнера рассказывали, что источником вдохновения для этого полотна стала поездка на поезде во время грозы. Тогда художник якобы высунул голову из окна и был поражён ощущениями. Взволнованный и впечатлённый, Тёрнер воспроизвёл свой опыт в красках.
Но не только поезд на этой картине отражает технологические достижения XIX века. Современники Тёрнера сразу обратили внимание на мост, по которому летит поезд! Состав стремительно преодолевает Мейденхедский виадук. Это — часть недавно проложенной линии Great Western, связывающей юго-запад Англии, западные земли и Южный Уэльс с Лондоном. Законченный в 1839 году, виадук стал предметом споров: критики утверждали, что он простоит недолго и скоро обрушится. Но мост стоит до сих пор!
После импрессионистов, такой же пощёчиной общественному вкусу стал авангард. Художники отказывались от старых, академических принципов живописи и пытались пересмотреть саму концепцию «искусства». В эпоху авангардистов законченной картиной мог считаться холст, на котором нет ни сюжета, ни героя — лишь формы и цвета.
Одним из главных революционеров авангарда был Пабло Пикассо. Вместе с другим художником, Жоржем Браком, они создали новое направление в живописи — кубизм. И да, кубизм тоже был вдохновлён новыми технологиями: в 1896 году жители Франции впервые увидели знаменитую ленту «Прибытие поезда» братьев Люмьер.
Что же вдохновляло кубистов в кинематографе? Движение. В отличие от фотографии, изображение в кино было не просто реалистичным: оно ещё и двигалось. Кубисты задались вопросом: как на холсте показать объект с разных ракурсов? Как написать портрет, чтобы передать все плоскости человеческого лица и тела? Пикассо предлагает проникнуть за пределы лица и показать, из каких форм и плоскостей оно состоит.
XX век с самого начала поражал скоростью развития технологий и тягой к открытиям. Пользоваться техническими новинками становится всё легче: постепенно изобретения начинают восприниматься как часть повседневности.
Например, это происходит с фотоаппаратом. Во времена импрессионистов, чтобы сделать фотографию, надо было идти в студию, где стояла тяжёлая и маломобильная камера, долго стоять без движения и ждать, пока снимок будет готов. А в начале XX века появляются первые модели портативных и лёгких фотоаппаратов — Leica, Kodak и Sept.
Именно такими фотоаппаратами пользовался художник-конструктивист Александр Родченко. Их возможности позволяли воплотить в реальность новую эстетику конструктивизма в искусстве: акцент на чистой геометрии, необычные ракурсы и торжество ритма. В таком стиле Родченко фотографирует монументы ревущей современности: например, Шуховскую башню в Москве.
В современном искусстве новые технологии стали частью инструментария многих художников. Теперь, мастера не просто используют специальные приспособления для творчества, но и смотрят на технологии как на самостоятельную форму искусства.
Например, корейский художник Нам Джун Пайк так посмотрел на телевизоры. Его инсталляция «Сад телевизоров» иллюстрирует глубокое проникновение технологий в повседневный мир и новую эстетику современности. Попадая в этот сад, зритель сталкивается с необычным слиянием естественного и научного: среди зарослей живых растений спрятаны видеомониторы разных размеров.