Модерн — стиль, утвердившийся в конце XIX — начале XX века. Он возник как оппозиция эклектике, надоевшим историческим стилям. Несмотря на непродолжительность существования, модерн оказал значительное влияние на архитектуру XX века.
В памятке ниже мы обозначим программные принципы модерна, вспомним об основных школах и памятниках.
Принципы модерна:
Новизна
С самого начала модерн берет курс на тотальное обновление: и искусства, и шире — всего общественного порядка. Представители стиля вступают в объединения, которые позиционируются как идеальный образец общества в миниатюре. Вера в переустройство мира по законам красоты — основная «утопия» нового стиля.
Единство пользы и красоты
Вместо эклектичного сочетания элементов и форм из разных исторических стилей — в модерне побеждает идея единства. Архитектурный организм понимается как компромисс между полезным и прекрасным. Конструкция теперь прекрасна само по себе, приведена в гармонию с внутренним устройством. Декор играет второстепенную роль: здания могут иметь пышный декор или не иметь его вовсе.
Органичность
Природа — главный источник вдохновения модерна. Она тождественна жизни, естественна. И задача художника состоит в том, чтобы зафиксировать жизнь, вернуть эту естественность. Отсюда любовь стиля к кривым, волнообразным линиям, а также отсутствие углов, вертикализма. Здания стиля модерн подвижны, лишены статики.
Технические возможности
Модерн находит красоту в сочетании традиционных материалов и новых, в демонстрации конструкции. Выразительность достигается за счет игры фактур, объемов с подчеркнутым каркасом. Железобетон и металл выступают в качестве основы конструкции. Здания разнообразят огромные остекленные поверхности окон и потолков.
«Синтез искусств»
Общие цели — новизны, единства, органичности — стимулировали к сближению разных видов искусства. В совершенном произведении архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство должны выступать в качестве оркестра. Ни один из видов не заглушает другой, а вместе они способны на создание шедевра.
«Изнутри-наружу»
При проектировании зданий в стиле модерн, архитектор начинает не с формы плана и внешних объемов. Внешняя структура задана внутренним планировочным решением. Этим подходом объясняется разнообразие объемов и композиций, а также особое внимание к ядру — интерьеру.
Направления:
Национально-романтическое
Направление делится на несколько отдельных «региональных» вариантов. Проявилось в архитектуре Финляндии, Испании, России. Финский и каталонский модерн характеризуются самобытностью, попытками выработать собственный вариант стиля. Архитекторы переосмысливают культуру своих стран, возвращаются к средневековому отечественному наследию. В Финляндии востребованы средневековые готический и романский стили, в Каталонии — готика и мудехар. Разной историей и географическим положением объясняются внешние отличия школ: умеренного северного модерна и пышного каталонского «модернизмо».
В России формируются два магистральных течения: московский и петербургский модерн. В рамках первого течения развивается неорусский стиль, характеризующийся пластичностью, скульптурностью форм, театральностью. Петербургский модерн идет вслед за финским национальным романтизмом и отличается вниманием к естественным материалам, сочетанием фактур, любовью к геометрическим формам.
Названия:Национальный романтизм — в Финляндии, каталонский «Модернизмо» — в Испании, Модерн — в России Основные мастера: Элиэль Сааринен, Ларс Сонк, Антонио Гауди, Федор Шехтель
Декоративное
Проявилось в архитектуре Бельгии, Франции, отчасти Германии. Бельгийский и французский ар нуво похожи и характеризуются обращением к природным формам, криволинейностью, динамичностью, ювелирной изысканностью. Архитекторы делают акцент не на конструкции, а на нюансах ее декорирования.
В немецком югендстиле появилось два направления. Одна группа архитекторов активно использует в декоре растительные мотивы, а вторая склоняется к более сдержанным формам.
Названия: Ар Нуво — в Бельгии и Франции, Югендстиль — в Германии Основные мастера: Виктор Орта, Анри ван де Вельде, Эктор Гимар, Август Эндель
Конструктивное
Проявилось в архитектуре Шотландии, Австрии.
Модерн в Шотландии связан со школой Глазго и ее лидером — Ч. Р. Макинтошем. Его архитектуре свойственно сочетание геометрических форм с гнутыми линиями, контраст лаконичного декора с пустыми поверхностями, разнообразие материалов. Австрийский сецессион перенял строгий, рациональный подход шотландцев. Представители стиль здесь ратуют за больший лаконизм, обнажение конструкции, постепенный отказ от декора. Названия:Модерн — в Великобритании, Сецессион — в Австрии Основные мастера: Чарльз Ренни Макинтош, Отто Вагнер, Йозеф Ольбрих, Йозеф Хоффман