Архитектура стиля модерн
Модерн — стиль, утвердившийся в конце XIX — начале XX века. Он возник как оппозиция эклектике, надоевшим историческим стилям. Несмотря на непродолжительность существования, модерн оказал значительное влияние на архитектуру XX века.

В памятке ниже мы обозначим программные принципы модерна, вспомним об основных школах и памятниках.
Принципы модерна:
  • Новизна
    С самого начала модерн берет курс на тотальное обновление: и искусства, и шире — всего общественного порядка. Представители стиля вступают в объединения, которые позиционируются как идеальный образец общества в миниатюре. Вера в переустройство мира по законам красоты — основная «утопия» нового стиля.
  • Единство пользы и красоты
    Вместо эклектичного сочетания элементов и форм из разных исторических стилей — в модерне побеждает идея единства. Архитектурный организм понимается как компромисс между полезным и прекрасным. Конструкция теперь прекрасна само по себе, приведена в гармонию с внутренним устройством. Декор играет второстепенную роль: здания могут иметь пышный декор или не иметь его вовсе.
  • Органичность
    Природа — главный источник вдохновения модерна. Она тождественна жизни, естественна. И задача художника состоит в том, чтобы зафиксировать жизнь, вернуть эту естественность. Отсюда любовь стиля к кривым, волнообразным линиям, а также отсутствие углов, вертикализма. Здания стиля модерн подвижны, лишены статики.
  • Технические возможности
    Модерн находит красоту в сочетании традиционных материалов и новых, в демонстрации конструкции. Выразительность достигается за счет игры фактур, объемов с подчеркнутым каркасом. Железобетон и металл выступают в качестве основы конструкции. Здания разнообразят огромные остекленные поверхности окон и потолков.
  • «Синтез искусств»
    Общие цели — новизны, единства, органичности — стимулировали к сближению разных видов искусства. В совершенном произведении архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство должны выступать в качестве оркестра. Ни один из видов не заглушает другой, а вместе они способны на создание шедевра.
  • «Изнутри-наружу»
    При проектировании зданий в стиле модерн, архитектор начинает не с формы плана и внешних объемов. Внешняя структура задана внутренним планировочным решением. Этим подходом объясняется разнообразие объемов и композиций, а также особое внимание к ядру — интерьеру.
Направления:
  • Национально-романтическое
    Направление делится на несколько отдельных «региональных» вариантов. Проявилось в архитектуре Финляндии, Испании, России.
    Финский и каталонский модерн характеризуются самобытностью, попытками выработать собственный вариант стиля. Архитекторы переосмысливают культуру своих стран, возвращаются к средневековому отечественному наследию. В Финляндии востребованы средневековые готический и романский стили, в Каталонии — готика и мудехар. Разной историей и географическим положением объясняются внешние отличия школ: умеренного северного модерна и пышного каталонского «модернизмо».

    В России формируются два магистральных течения: московский и петербургский модерн. В рамках первого течения развивается неорусский стиль, характеризующийся пластичностью, скульптурностью форм, театральностью. Петербургский модерн идет вслед за финским национальным романтизмом и отличается вниманием к естественным материалам, сочетанием фактур, любовью к геометрическим формам.

    Названия: Национальный романтизм — в Финляндии, каталонский «Модернизмо» — в Испании, Модерн — в России
    Основные мастера: Элиэль Сааринен, Ларс Сонк, Антонио Гауди, Федор Шехтель
  • Декоративное
    Проявилось в архитектуре Бельгии, Франции, отчасти Германии.
    Бельгийский и французский ар нуво похожи и характеризуются обращением к природным формам, криволинейностью, динамичностью, ювелирной изысканностью. Архитекторы делают акцент не на конструкции, а на нюансах ее декорирования.

    В немецком югендстиле появилось два направления. Одна группа архитекторов активно использует в декоре растительные мотивы, а вторая склоняется к более сдержанным формам.

    Названия: Ар Нуво — в Бельгии и Франции, Югендстиль — в Германии
    Основные мастера: Виктор Орта, Анри ван де Вельде, Эктор Гимар, Август Эндель
  • Конструктивное
    Проявилось в архитектуре Шотландии, Австрии.

    Модерн в Шотландии связан со школой Глазго и ее лидером — Ч. Р. Макинтошем. Его архитектуре свойственно сочетание геометрических форм с гнутыми линиями, контраст лаконичного декора с пустыми поверхностями, разнообразие материалов. Австрийский сецессион перенял строгий, рациональный подход шотландцев. Представители стиль здесь ратуют за больший лаконизм, обнажение конструкции, постепенный отказ от декора.

    Названия: Модерн — в Великобритании, Сецессион — в Австрии
    Основные мастера: Чарльз Ренни Макинтош, Отто Вагнер, Йозеф Ольбрих, Йозеф Хоффман
По каким зданиям узнаем?
Магазин "Chemiserie Niguet"
Брюссель, Бельгия
Архитектор: Поль Анкар, 1896
Вход в Парижское метро
Париж, Франция
Архитектор: Эктор Гимар, 1900
Школа искусств Глазго
Глазго, Шотландия
Архитектор: Чарльз Ренни Макинтош, 1909
Дом Сецессиона
Вена, Австрия
Архитектор: Йозеф Мария Ольбрих, 1897
Центральный вокзал в Хельсинки
Хельсинки, Финляндия
Архитектор: Элиель Сааринен, 1904-1914
Саграда Фамилия
Барселона, Испания
Архитектор: Антонио Гауди, 1882-н.в.
Ярославский вокзал
Москва, Россия
Архитектор (реконструкция): Федор Шехтель, 1902-1904