искусство

На чём еще можно
написать картину?

Два основополагающих элемента картины находятся в нерасторжимом единстве: материальная поверхность и краска, которая на нее наносится. С краской будем разбираться в следующем уроке, а пока вернемся к основе.
Естественно, разные качества материала — бугристый или ровный, пористый или плотный, твердый или мягкий, шершавый или гладкий — будут по-разному влиять на взаимодействие с краской и, как следствие, на конечный образ. В видео мы обсудили историю дерева и холста, а также их сильные стороны и трудности для художника. Теперь настало время других материалов: бумаги, картона, пергамента и не только. Давайте разберем особенности каждого из них.
Бумага

Бумага — самый распространенный вид основы. Однако ее появление в Европе было не таким уж ранним. Считается, что только в XII веке арабы завезли китайский секрет изготовления бумаги в Европу — с XIV века она прочно вошла в мир живописи и графики. Первоначально ее делали из тряпичных отходов вручную, поэтому она была довольно толстая, шершавая, но не крепкая. Рисовать на ней без предварительной грунтовки было сложно. Бумага XV века имела также и неприятный желтый цвет: именно поэтому в бумагу стали подмешивать голубую краску. Так появилась голубая бумага, особенно популярная в Венеции. Ее использовали для передачи особых оптических эффектов, например, ночного освещения.

В целом, рисование на цветной бумаге отличается особым характером: если на белой бумаге свет возникает пассивно, проникая сквозь нанесенный красочный слой, то на цветной возникает активно — художник накладывает на основу белую краску.

Ганс Гольбейн. Автопортрет, 1542
В XVI–XVIII веках бумага всевозможных цветов входит в обиход художников: синяя, серая, коричневая, розоватая. Последняя особенно часто использовалась для зарисовок обнаженной натуры, так как повторяла телесный цвет — обратите внимание на зарисовку Менгса.

Бумагу из древесной массы научились делать только в XIX веке, в эпоху промышленной революции. Тогда же бумага стала привычным материалом для этюдов и эскизов, и ей активно пользовались, например, импрессионисты.

Из этой краткой истории понятно, бумага бывает очень разной. Ее выбор зависит от того, какой техникой пользуется художник и какого эффекта он хочет достичь. Гладкая бумага больше подойдет для карандаша, рельефная и шершавая — для пастели, хорошо впитывающую влагу — для акварели. Цветная бумага подойдет, если нужно придать работе тон или добиться определенного оптического эффекта.
Картон

Картон — та же бумага, но большей плотности. Соответственно, он хуже впитывает влагу. Его историческая судьба во многом повторила историю бумаги. Картоны стали применять для эскизов в середине XIX века. Иногда картон грунтовали точно так же, как грунтовали и холсты, а затем использовали как для больших подготовительных работ, так и для небольших этюдов. Картон дешевле и легче холста, но хуже хранится, так как портится от влаги и не так крепок.


Картон часто использовали представители так называемого «наивного искусства», которые не были профессиональными художниками и, соответственно, не всегда работали с профессиональными инструментами.

Эдвард Мунк. Летняя ночь. 1902
Пергамент

Пергамент представляет собой выделанную сыромятную телячью кожу. Он получил свое распространение в первых веках нашей эры, постепенно став самым распространенным материалом для письма и вытеснив папирус. Пергаменты часто окрашивали — известны пурпурные, золотые, желтые, белые.


В качестве основы под живопись он стал употребляться в Средневековье, в первую очередь, для иллюстрированных рукописей. Собственно для живописи его начали использовать в эпоху Возрождения — предварительно его шлифовали и красили. Довольно дорогой и трудоемкий в производстве, он был вытеснен широким распространением бумаги.



Леонардо да Винчи (?). Женский портрет в профиль, ок. 1495
Металл

Кроме привычных бумаги, картона и пергамента, есть и основы менее очевидные, например, металл. Картины на металле находятся на гране изобразительного искусства и искусства прикладного (то есть декора, украшений, мебели). Металл утяжеляет работу и увеличивает ее стоимость, использовали его из-за гладкой и ровной поверхности. Так, с XVI века появились работы, выполненные на медных пластинах. А в России с XIX века использовали железные прокатные листы как основу для икон в нишах церквей или на воротах.

Любой металл (медь, железо, золото) расписывают только масляными красками, другие плохо схватываются.

Часто внешне отличить, на чем выполнена работа, достаточно сложно. Но есть и особый оптический эффект: металл придает работе светоносность и холодный блеск краскам.

Джон Синглтон Копли. Миссис Тод, 1755
Стекло

Традиция писать на стекле — древняя, ее можно отсчитывать с момента появления витражного искусства в эпоху Средневековья. В технике витража краска добавлялась прямо в стеклянную массу. Но встречаются и расписные витражи, когда краска наносилась поверх стекла, которое затем обжигалось — отличить их на глаз сложно. Как и в случае с металлом, пишут по стеклу также маслом, другие краски на нем держатся плохо. Расписной витраж можно считать живописью, однако от формата станковой картины он далек.

Витраж Кельнского собора (фрагмент), XIV век
Впрочем, позднее стекло пришло в живопись в качестве привычной основы, например, его активно использовали художники-авангардисты. Для них стекло было связано не только с витражами, но и традицией народного искусства. Так, например, Василий Кандинский пишет работы на стекле после знакомства с народным искусством Баварии: из него он черпает также и простоту форм и цветов. Роспись по стеклу требовала плоскостного, декоративно-стилизованного рисунка, чтобы краски не смазывались.
Василий Кандинский. Картина на стекле с солнцем (Маленькие радости), 1910