искусство

Как устроено «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Одно дело — разобраться в теории композиции и освоить принципы анализа живописи. Другое — применять их, рассматривая одно из великих полотен. Посмотрим, как знание законов построения картины и умение задавать правильные вопросы к произведению могут не только менять наше восприятие, но и по-другому расставлять смысловые акценты.


«Рождение Венеры», пожалуй, одна из самых известных картин в истории искусства. Появление этого полотна — важное явление: по сути, это возвращение языческой богини в мир европейской живописи после долгих столетий господства христианских сюжетов. Попробуем разобраться в том, как она устроена.
Рождение Венеры. Сандро Боттичелли.
1484–86
– Что вообще происходит на картине? Кто все эти люди? Что они делают и как это все устроено?

Работа Боттичелли визуализация античного мифа о Венере, согласно тексту, рожденной из пены морской. Она приближается к берегам острова Кифера, современного Кипра, на створке раковины. Фигура Венеры — центральная вертикаль картины. Справа и слева расположены дополнительные персонажи. Слева находится Зефир, бог западного ветра, и обнаженная молодая девушка, предположительно Аура, персонификация легкого бриза. По другим версиям это Хлорида, жена Зефира. Они дуют и подгоняют створку раковины, которая подплывает к острову. На суше ее встречает парящая девушка — это одна из Ор, богинь времен года и помощниц Венеры. Эта богиня, предположительно Ора весны, подлетает, чтобы покрыть Венеру платком, когда та ступит на землю.
– Вот оно как. Но картина какая-то странная: создается чувство тесноты. Фигуры еле влезают в раму. Это нормально?

Действительно бросается в глаза, что у Зефира и его спутницы обрезаны крылья. Вряд ли так планировалось с самого начала. Художники Возрождения не были так смелы в кадрировании и изображали фигуры, особенно главных персонажей, всегда целиком. «Резать» изображение по живому ради художественного эффекта научатся только во второй половине XIX века после появления фотографии и знакомства с японскими гравюрами. Это наводит на мысль, что и крылья были изображены изначально, но обрезаны позже. На самом деле, так и есть. Картина, как и многие другие, дошла до нас не целиком: её некогда укоротили примерно на полметра сверху и на четверть метра слева.



– Неплохо для начала! А как Боттичелли мог придумать такую композицию, если, как вы говорите, он первый вспомнил про Венеру после многих лет забвений?

На самом деле художник не придумывал ее «с нуля». Скорее всего, Боттичелли заимствовал свою композиционную схему из хорошо ему известной религиозной живописи сцены «Крещения», когда Иоанн Креститель крестит юного Христа в реках Иордана. Например, по такой схеме построена картина Верроккьо и его ученика Леонардо да Винчи (1470–1478).

Что общего у нее и «Рождения Венеры»? Подобно полотну Боттичелли, центральную вертикаль составляет фигура Христа, с правой стороны его осеняет Иоанн Креститель — вспомните, в той же позе стоит и Ора с платком. Слева находится пара ангелов, которые дополняют и уравновешивают композицию, — подобно Зефиру и Ауре у Боттичелли. Кроме того, оба сюжета тесно связаны с водой: ею крестится Спаситель, из пены морской рождается Венера и по воде приплывает к берегу.

Крещение Христа. Андреа Вероккьо и Леонардо да Винчи. Около 1475
Есть и некоторые различия, например, у Боттичелли формат картины горизонтальный, а в приведенном примере Крещения — вертикальный. Однако кардинально это дело не меняет: общая схема и отношения героев позволяют нам говорить о родстве.
Рождение Венеры. Сандро Боттичелли.
1484–86
— Ну да, похоже на Крещение. А что это значит?

Это наблюдение — ключевое для нас, так как приближает к пониманию общего замысла картины. Боттичелли был знаком с итальянским искусством и хорошо знал сюжеты Святого Писания. Его выбор композиции далеко не случайный.

Что значит сюжет Крещения для священной истории? Это момент, когда на Христа с небес нисходит Святой Дух в виде голубя, и начинается служение Иисуса как Мессии.

Если мы перенесем этот замысел на полотно Боттичелли, то получится высказывание о сущности богини. Перед нами рождается не порочная богиня любви Венера, а воплощение ренессансного разума и духовности. Она несет в мир красоту и гармонию, которая заключается и в ее божественной красоте, и в идеальной уравновешенности общей картины.
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ
НА ОНЛАЙН-КУРСЕ
«Как смотреть картины»
Подробная инструкция, на что обращать внимание в живописи. Вы научитесь грамотно говорить о живописи и сможете посещать выставки как осознанный зритель.
Поделиться с друзьями находкой: